В связи с успешным окончанием курса по теории игр хочу рассказать еще об одной простой модели, хорошо иллюстрирующей наш мир. В оригинале она называется «Tradegy of commons», что можно перевести как «Трагедия общин», хотя я бы перевел как «Трагедия (драма) общежития», ибо общинами сейчас уже почти не живут, а вот в общежитиях – запросто.
Итак, рассмотрим типичную ситуацию: две дороги сливаются в одну. Пропускная способность слияния падает по мере увеличения интенсивности вливающихся потоков машин. В предельном случае, когда машин очень много, все встают, образовывается мертвая пробка. Пусть из каждого рукава идет поток в машин в час. Допустим также, что пропускная способность падает линейно и равна (конкретные значения констант сейчас не важны, важна сама идея). В нашем случае . Тогда из каждого потока за час проедет , где – другой поток. Каждый поток будет стараться максимизировать свое количество проехавших машин. Приравняем производную по к нулю, чтобы найти максимум:
Отсюда
Так как ситуация симметрична для обоих потоков, то каждый из них будет действовать одинаково, и в равновесии их интенсивности сравняются. Обозначим равновесную интенсивность через :
Откуда
То есть в равновесии, к которому будут стремиться участники движения, из каждого потока будет въезжать по 100 машин в час. Посмотрим, сколько из них проедет слияние:
Не нужно удивляться, что проедет больше чем въехало. Число 10000 означается лишь, что въехавшие 100 машин проедут слияние быстрее, чем за час, а конкретнее за 100/10000=1/100 часа. Теперь попробуем максимизировать не количество проехавших машин в каждом рукаве, а общее число машин, проехавших через слияние. Обозначим общий въезжающий поток через , тогда число машин, проехавших через слияние будет
Возьмем производную по и приравняем к нулю для поиска максимума:
Отсюда . Опять-таки в силу симметричности ситуации для все участников
, где – оптимальный поток из каждого рукава.
Значит, . Видим, что в этом случае интенсивность каждого потока меньше. Посмотрим, как изменилось количество проехавших через слияние машин для каждого потока:
Оно выросло! Таким образом получается, что если все участники договорятся, что будут ехать с меньшей интенсивностью, то в результате каждый из них проедет быстрее. В этом-то и заключается трагедия. С ростом числа участников игры ситуация только ухудшается, и в пределе без регулирования равновесная скорость движения каждого участника будет близка к нулю, тогда как при наличии регулирования она будет весьма высокая. Что собственно мы и наблюдаем в пробках.
первый раз услышала об это в японии. вряд ли там эта теория настолько популярна, но расстояние между машинами там гораздо больше, факт…